OpenArmenia Expert

Карабахское урегулирование снова в тупике

21 сообщение в этой теме

Агрессивная “дипломатия” Азербайджана начинает давать сбои

Возможно, в иных условиях визит в Ульяновск президента Азербайджана Ильхама Алиева запомнился бы только теплыми воспоминаниями о работе его отца Гейдара Алиева, некогда заместителя председателя Совета Министров СССР, над расследованием случившейся в 1983 году катастрофы на Волге, да посещением выставки передовых транспортных технологий. Однако за происходящим в Ульяновске и за возможными сенсационными заявлениями пристально следили политики и эксперты, специализирующиеся на процессе карабахского урегулирования. Старинный город на Волге называли даже площадкой, на которой возможен некий прорыв в урегулировании давнего закавказского конфликта.

Все эти авансы, однако, оказались бесконечно далекими от реальности, что, впрочем, неудивительно: воинственные заявления Ильхама Алиева в адрес Армении и Нагорно-Карабахской Республики, сделанные непосредственно накануне встречи глав двух закавказских государств в Мюнхене, как представляется, серьезно затормозили переговорный процесс по Карабаху.

Напомним, что в прошедшую пятницу в ходе встречи с вынужденными переселенцами азербайджанский лидер позволил себе не только де-фактопризвать своих сограждан готовиться к войне с Арменией, но и пустился в исторический экскурс, призванный обосновать претензии азербайджанской стороны уже не только на Карабах, но и та территорию самой Республики Армения. “Всем прекрасно известно, что нынешняя Армения создана на исконно азербайджанских землях. Иреванское ханство, зангезурский махал – это азербайджанские земли. В 1918 году Иреван был подарен Армении… На азербайджанских землях было создано одно армянское государство. А теперь хотят создать второе. Это не поддается никакой логике, азербайджанский народ, азербайджанское государство никогда не согласятся на это”, – заявил Алиев.

Оставим в стороне явный исторический абсурд – Ереванское ханство, как и любое другое из феодальных образований не территории современного Закавказья, вплоть до присоединения края к России находилось в вассальной зависимости от Персии. Азербайджан был персидской провинцией к югу (а не к северу) от Аракса с центром в Тебризе. Удивительно другое: выдвигая претензии практически на всю территорию соседнего государства, в Баку считают, что Ереван “должен добровольно вывести войска с захваченных земель”. “Я всегда говорю армянской стороне: вы сделайте так, чтобы мы остались довольны соглашением”, – заявил Алиев.

Даже “политкорректные” посредники из Минской группы ОБСЕ, имеющие привычку не обращать внимания на подобные всплески милитаристской риторики, на этот раз позволили себе прокомментировать столь экстравагантные представления лидера одной из конфликтующих сторон о сути компромисса. Французский представитель Бернар Фасье попросил обе стороны “воздержаться на нынешнем сложном этапе переговоров от таких резких заявлений”. “Также хочу озвучить позицию наших столиц, перечисляю в алфавитном порядке – Москва, Париж, Вашингтон: война ни в коем случае не может быть альтернативным вариантом, это – неприемлемо. Силовой вариант решения вопроса нельзя обсуждать ни в коем случае”, – добавил Фасье.

Все эти заявления, равно как и традиционно закрытый характер переговоров, породили новую волну слухов и сценариев возможной войны на Кавказе, победа в которой именно Азербайджана вовсе не является очевидной. Именно поэтому большинство экспертов довольно скептически относятся к возможности развертывания Азербайджаном боевых действий. Осетинский опыт лета прошлого года заставляет, впрочем, относиться к подобного рода прогнозам не столь однозначно. Мало кто сомневается, что со стороны Баку сценарий возможной войны может носить исключительно характер скоротечного блицкрига с максимально быстрым и по возможности тотальным изгнанием армянского населения края.

Между тем, можно предположить, что очередной всплеск воинственной риторики связан не только с внутриполитической ситуацией в Азербайджане, на которую часто ссылаются эксперты. Тревога официального Баку, возможно, связана с некоторыми сценариями разворачивающихся в регионе событий, которые могли быть не до конца просчитаны азербайджанским внешнеполитическим ведомством.

И дело здесь отнюдь не только в армяно-турецких протоколах об установлении дипломатических отношений и открытии границы, которые, возможно, будут ратифицированы парламентами двух стран уже в марте будущего года (не без дружеской помощи Вашингтона, который найдет способ доходчиво объяснить и Анкаре, и Еревану, что сделать это необходимо максимально быстро).

С другой стороны, в связи с достижениемтурецко-иранских договоренностей по Южному Парсу транзитная функция Азербайджана для Турции может стать значительно менее существенной, равно как и геополитическая важность этого государства для Анкары. Отнюдь не случайно азербайджанские эксперты стремятся всячески преуменьшить значение турецко-иранского соглашения по Южному Парсу. В ответ США предложили свои услуги по преодолению разногласий между Азербайджаном и Туркменистаном по Каспию, что реанимировало бы идею прокладки транскаспийского газопровода в обход территории как Ирана, так и России (данное предложение совпало с визитом в Баку представителя Минобороны США Селесты Волландер, встретившейся с министром обороны Азербайджана Сафаром Абиевым). Неудивительно, что подобное посредничество вызвало жесткую отповедь со стороны Ирана, не без оснований рассматривающего Южный Кавказ в качестве зоны своих приоритетных интересов. Строительство железной дороги из Армении в Иран (и далее с выходом на Турцию и Грузию) может вступить в фазу практической реализации, что также вряд ли соответствует интересам Азербайджана, стремящегося всячески изолировать Армению от региональных коммуникационных проектов. Неоднозначные для Баку сигналы приходят даже из Вашингтона: вспомним историю с утечкой информации о возможности признания Нагорного Карабаха в случае развязывания в регионе новой войны.

Внешнеполитическая стратегия Азербайджана, краеугольным камнем которой являются максималистские требования, при полной уверенности в их бескорыстной поддержке на Востоке и Западе, дает определенные сбои и, возможно, это заставляет Баку серьезно нервничать. Воинственная риторика выглядела особенно демонстративной в преддверии как мюнхенских переговоров с Сержем Саргсяном, так и ульяновских – с Дмитрием Медведевым. Это, конечно, может быть кем-то интерпретировано в качестве “удачного” дипломатического хода: Баку вновь в центре внимания мировых и региональных столиц, туда летит глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин, различные политики уговаривают не делать резких движений, давая повод для декларирования в очередной раз заведомо завышенных требований. Однако эффективность подобной “дипломатии” представляется все же весьма сомнительной, и уж во всяком случае она никоим образом не способствует успешному ходу переговоров.

Около года назад президенты Азербайджана и Армении подписали так называемую Майендорфскую декларацию, в которой было зафиксировано стремление сторон решать спорные вопросы не силовым, а политическим путем. Несмотря на то, что данный документ оказался усилиями одной из сторон в значительной степени дезавуированным, никакого другого пути, кроме подписания обязывающего юридического документа о неприменении силы с последующим трудным и длительным поиском компромиссных развязок, не существует. Иначе очередной раунд переговоров, который должен состояться 1-2 декабря в Афинах в рамках заседания Совета министров ОБСЕ, также окажется провальным.

НОВАЯ ПОЛИТИКА

View the full article

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Давно пора уже на каждое такое заявление отвечать адекватно. Т.е. в случае концентраций войск аз. армии, потверждения разведкой факта возможности начала боевых действий азербайджанской стороной против НКР или Армении, Армия Самообороны НКР оставляет за собой право нанести упреждающий удар.

Фопрмулировку надо конечно подточить.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

AZG

ФАКТОР ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

По публикации Овика Афяна, Перевод М.З.

Что означает термин «Семь азербайджанских сел вокруг Нагорного Карабаха»? Не в смысле придания значимости этим районам, а в смысле обращения внимания на районы вокруг НК. Согласно де-факто существующей и соответствующей всем требованиям государства конституции НКР, существует Нагорно-Карабахская Республика, в которую входят и Карвачар, и Лачин, и Агдам и др. Следовательно, «семи районов вокруг Карабаха» не существует, то есть, ровно постольку, поскольку существуют, скажем, «палестинские районы вокруг Израиля», или «израильские районы вокруг Палестины». А по поводу последних в эти дни нет недостатка в заявлениях и обсуждениях на довольно высоком - международном уровне. Во-первых, лидер Палестинской автономии, признанной малым числом стран, не члена ООН, Махмуд Аббас, другие должностные лица заявили, что сентябрь с.г. будет решающим в борьбе Палестины за независимость, поскольку именно в этом месяце автономия готовится обратиться в Совет безопасности ООН с предложением о признании ее независимости.

«Подобная смелость» палестинцам была внушена, как бы странно ни звучало, самим Вашингтоном. В своем выступлении, состоявшемся несколько месяцев назад, президент Обама отметил, что он бы хотел видеть «независимое Палестинское государство». Двадцать первого мая Обама произнес 45-минутную речь на тему о политике США на Среднем Востоке, которая была синхронно переведена и транслирована на арабском и персидском языках. В выступлении Обама отметил: «США считают, что в результате израильско-палестинских переговоров должны быть сформированы два государства, утверждены границы. Граница между Палестиной и Израилем должна проходить по границе 1967 года, и это должно сопровождаться обменом территорий. И это последнее, в свою очередь, надо организовать и осуществлять так, чтобы никоим образом не оказалась в опасности безопасность двух государств».

На следующий день выступления Обамы в Вашингтон прибыл премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Приветствуя стремление президента США «укрепить мир», он сказал, что восстановление границы 1967 года невозможно. Почему? Потому что по этой границе на переходящих к Палестине и находящихся в настоящее время под контролем Израиля территориях Тель-Авив поселил 300000 евреев. Для них стоятся жилые здания, школы и другие учреждения, о чем неоднократно предупреждали палестинские лидеры, и что неоднократно обсуждалось международным сообществом.

Теперь на миг представим, что НКР и РА, как единственные гаранты безопасности Арцаха, на территориях, условно «расположенных вокруг» НК, заселили бы армянами. Причем, основание для этого армянские стороны имели: если бы эти территории заселили представители армянской общины Азербайджана - армяне из Баку, Сумгаита, Кировабада, оккупированного Шаумяна, Дашкесана и др., были созданы инфраструктуры для обеспечения их комфортного проживания, то ни одна международная структура, ни одна страна-посредник не имели бы основания выразить недовольство по этому поводу или потребовать прекратить этот процесс. Почему? Потому что беженцы из Азербайджана, фактически, «продолжают жить в Азербайджане», если, конечно, территории вокруг НК азербайджанские, и, вообще, НК имеет окружающие ее территории. Мы этого не сделали, Израиль сделал, причем, как отмечалось выше, на фоне недовольства, высказываемого президентом США публично и периодически. Уже сегодня Тель-Авив использует переселенцев в качестве фактора, делающего невозможными уступки. Мы подобного, оправданного в нашем случае «фактора» не имеем. Пока что...

Как бы то ни было. Независимо ни от чего, палестинские события обещают довольно интересное продолжение. Только то, что согласно послу Азербайджана в Йордане Амману Эльмару Арасли, «как Йордан, так и Азербайджан поддерживают создание Палестинского государства», достаточно убедиться в вышеупомянутом. Есть большие предпосылки, что в мире появится еще одно государство. В частности, из 5 постоянных членов Совета безопасности (Китай, Россия, Великобритания, США, Франция) по крайней мере три заявили, что поддерживают идею признания независимости Палестины. Выступление президента США поддержали в Москве, Брюсселе, что может предполагать согласие не только Парижа, но и Лондона. Остается только быть свидетелем нового «удивления» Ильхама Алиева, страна которого поддерживает создание нового государства, а также уже которое по счету заявление о самоопределении арабского народа.

Изменено пользователем sacred
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

... которое по счету что? Где продолжение?... :)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

... которое по счету что? Где продолжение?... :)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ЕС ЧЕМ АСКАНУМ, Баку(хоть она и моя РОДИНА)Родина-ОТЧИЗНА я всегда путаюсь,Я думаю на армянском потом переважу на русский и.т.д. это (ики-бирь) в нардах и на сегодня НА Кавказе,т.е.(азики)..... ни надо так нервнинчать.ЭТО обслуга на БАЗАРЕ на РЫНКЕ,даже пусть ии и с деньгами, ОБСЛУГА .....

Изменено пользователем Эдуард15
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

МИД Армении: Азербайджан должен готовить свое общественное мнение к решении карабахского конфликта путем самоопределения

60752.jpgМай 25, 2011 | 18:51

Азербайджан должен согласиться с мнением международного сообщества о том, что вопрос статуса Нагорного Карабаха должен решить карабахский народ путем имеющего правовой статус плебисцита, заявил с трибуны парламента 25 мая министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян.

Он подчеркнул, что именно вокруг этого вопроса сейчас идут переговоры, и именно к этому власти Азербайджана должны готовить свое общество. Министр также заверил, что в ближайшее время стоит ожидать новых откликов международного сообщества относительно милитаристской риторики Азербайджана.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
путем имеющего правовой статус плебисцита

все-таки оно случится :rolleyes2:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

настораживает что это принято будет в исламском городе Казань не могу разгадать ,эту загадку .....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про плебесцит Налбандян говорит еще с 2008-го года, с самого назначения. Тогда было противно, сейчас - привыкли к его пустой болтовне.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Российский политолог: Россия в случае войны в Нагорном Карабахе обеспечит безопасность Армении

В вопросах Нагорного Карабаха Москва имеет свою позицию, свои интересы, которые заключаются в том, чтобы отношения двух сторон - Армении и Азербайджана не перешли в фазу горячего конфликта. Об этом заявил в интервью Vesti.Az 25 мая российский политолог Виталий Журавлев.

Если же это произойдет, то политолог полагает, что Россия, в соответствии с соглашениями, возьмет на себя обеспечение безопасности Армении. "Однако если война в Нагорном Карабахе вспыхнет с новой силой, то туда окажется вовлеченной не только Россия, но и Турция. И далее, значит, конфликт приобретет опасные формы", - сказал Журавлев.

Он также добавил, что изначально позиция Москвы будет заключаться в сдерживании конфликта, а в случае начала военных действий - в их максимально быстрой остановке.

Учитывая же тот факт, что "на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск постоянно ведутся перестрелки", политолог советует "задуматься о введении туда международного миротворческого контингента". При этом, по его словам, это могут быть российские войска, или смешанный контингент.

В любом случае, как считает Журавлев, "возможно самым лучшим вариантом сейчас является вариант отложенного статуса с системой международных гарантий, правовых обеспечений".

А пока этого не произошло, то, по прогнозу эксперта, будет продолжаться форма латентного конфликта - более или менее открытого столкновения. "Надо постараться купировать его, чтобы он не перешел в горячую фазу",- заключил Журавлев.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

((((("Надо постараться купировать его, чтобы он не перешел в горячую фазу)))) нужно всегда на готове держать УШАД ХОЛОДНОЙ ВОДЫ, Работой снайперов остужать их головы(якобы горячие) другого не дано.Только этот дярмян действует на них.И ничего другое перегаваор мерегавор,,,,,,, нам покую,у них выборы в турсии и евровидении и так далее что нибудь появится ....

Изменено пользователем Эдуард15
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

МИД Армении: Азербайджан должен готовить свое общественное мнение к решении карабахского конфликта путем самоопределения

60752.jpgМай 25, 2011 | 18:51

Азербайджан должен согласиться с мнением международного сообщества о том, что вопрос статуса Нагорного Карабаха должен решить карабахский народ путем имеющего правовой статус плебисцита, заявил с трибуны парламента 25 мая министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян.

Он подчеркнул, что именно вокруг этого вопроса сейчас идут переговоры, и именно к этому власти Азербайджана должны готовить свое общество. Министр также заверил, что в ближайшее время стоит ожидать новых откликов международного сообщества относительно милитаристской риторики Азербайджана.

Ничего не понял.

Так ведь было уже два плебисцита - в 1991 и в 2006 годах.И оба раза карабахский народ с результатом 99.99% определил статус своего государства(точнее первый раз определил,а спустя 15 лет подтвердил).

Теперь в 2011 году нам говорят - опять плебисцит... Зачем?

Или по принципу - Бог троицу любит.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Прогресс по Карабаху возможен, если Азербайджан даст согласие по Основным принципам - МИД Армении

Заявление президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, принятое 26 мая в Довиле в рамках саммита "Большой Восьмерки", содержит важные положения и может стать импульсом для урегулирования карабахского конфликта. Об этом заявил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян.

"Мы высоко ценим усилия президентов Дмитрия Медведева, Барака Обамы и Николя Саркози, направленные на мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта", - заявил глава МИД Армении. Налбандян напомнил, что Армения всегда была привержена исключительно мирному разрешению конфликта и неоднократно подтверждала это на деле: "Поэтому ясно, кому адресован однозначный призыв в этом плане, содержащийся в заявлении".

"Армения дала четкий ответ на предложенный сопредседателями последний вариант Основных принципов, как основы для переговоров по разрешению конфликта. Если Азербайджан даст свое однозначное согласие, то возможно будет достичь продвижения в процессе урегулирования. Очевидно, кому именно адресован озвученный в заявлении призыв и по этому поводу", - заявил Эдвард Налбандян, сообщили ИА REGNUM в пресс-службе МИД Армении.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, президенты России, Франции и США приняли 26 мая совместное заявление по нагорно-карабахской проблеме, в котором выразили убеждение, что пришло время всем сторонам конфликта сделать решающий шаг к мирному урегулированию.

"Мы подтверждаем, что только урегулирование путем переговоров может привести к миру, стабильности и примирению, открывая возможности для регионального развития и сотрудничества. Применение силы привело к возникновению нынешней ситуации конфронтации и нестабильности. Ее повторное применение принесет только новые страдания и разорение и будет осуждено международным сообществом. Мы настоятельно призываем лидеров сторон готовить население к миру, а не к войне", - говорится в заявлении. Лидеры трех стран призвали президентов Армении и Азербайджана продемонстрировать политическую волю и завершить работу над Основными принципами в ходе их предстоящего саммита в июне с.г.: "Дальнейшее затягивание только поставит под вопрос приверженность сторон достижению договоренности"

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Армения не должна повторить ошибки 1921 года Armenia Today [ 17.06.2011 | 17:28 ] Политика , Армения , Азербайджан , Карабах 8561.jpgИнтервью газеты «Айастан» (Афины), с президентом Ассамблеи армян Европы Каро Акопяном.

Господин Акопян, в Армении происходят процессы, мы замечаем смягчение отношений между властью и оппозицией, так сказать более цивилизованные и толерантные отношения и подходы. Как вы оцениваете этот поворот?

Любой политический процесс и перемена, которая снизит напряженность и конфронтацию в стране, естественно, будет способствовать стабильности страны, значит, она похвальна.

Что случилось? Чем обусловлен этот поворот в отношениях, почему после мартовских событий, арестов и почти трехлетней напряженности, без прямых переговоров, как подтвердили стороны, они решили смягчить свои подходы? Лидер АНК Левон Тер-Петросян обусловливает это несколькими сигналами, в том числе демонстрациями в арабских странах, направленных против власти, милитаризацией Азербайджана, экономической тревогой и т.д.

Ясно, что состоялись опосредованные переговоры. Это вовсе не необычный и не удивительный процесс. А указанные факторы по отдельности и, если хотите, вместе взятые, естественно, могли повлиять, однако не могли стать причиной упомянутых изменений в случае отсутствия роли посредников.

Что подтолкнуло посредников, оставив в стороне около десятка тревожных ситуаций, начиная от Северной Африки до Среднего Востока, от Йемена до Афганистана и Пакистана, подключиться к делу примирения оппозиции и власти Армении? После почти трехлетнего игнорирования западные дипломаты организуют очередные встречи с представителями АНК, а кое-кого из АНК приглашают в Москву.

Вы задаете важный и ключевой вопрос. Нужно учесть несколько важных обстоятельств. После пресловутых армяно-турецких протоколов посредники полагают, что Армения способна подписаться под любым документом. Интересы на Кавказе и в регионе у посредников, конечно, разные, иногда противоречащие, зачастую они конкурируют между собой. Очевидно, что некоторые геополитические интересы вместе с нефтегазовыми ресурсами региона стали причиной того, что для существующих крупных интересов найдены общие точки соприкосновения. Армяно-азербайджанское противостояние в арцахском вопросе постоянно держит регион в напряжении. Посредники, осознавая, что никакая армянская сила в одиночку не сможет пойти на большие уступки, а также осознавая, что позиции властей РА и АНК и в плане армяно-турецких, и в плане армяно-азербайджанских отношений во многом совпадают, пытаются их примирить, фактически, свести воедино их позиции. Этим обусловлена перемена в отношении и необъяснимое внимание посредников к оппонирующим армянским силам. Конечно, как я уже отметил, у армянских сторон также, несомненно, есть желание ослабить напряженность, что может привести к положительным последствиям для страны.

В своем последнем номере американская газета «The New York Times» написала: «Основные принципы урегулирования проблемы дадут возможность тысячам азербайджанцев, депортированных вследствие войны, вернуться в свои населенные пункты, и в этом вопросе президент Армении должен убедить свой народ, что проживающие на этих территориях этнические армяне не подвергнуться опасности». А заявление внешнеполитического ведомства РА подтверждает, что армянская сторона уже дала свое согласие на основные принципы урегулирования. Как МИД Армении дает согласие по таким важным проблемам, когда общественность, помимо даты и места встреч, ничего другого не знает и не в курсе содержания соглашений?

Конфиденциальность переговорного процесса до определенного этапа понятна, но они не могут продолжать вести себя так и дальше, если не удостоятся поддержки со стороны большинства народа. В противном случае может случиться то, что случалось неоднократно, и что случилось в Палестине. Элита не может бесконечно злоупотреблять доверием к себе. Главная причина провала переговорных процессов, следующих за этим прискорбных событий - злоупотребление кредитом доверия со стороны народа. Государства-посредники иногда требуют и принуждают к процессам, проведение которых в их собственных странах сразу же привело бы к провалу.

Существует точка зрения, что США и Израиль пытаются предоставить Азербайджану, независимо от Турции, особую роль в регионе, сдерживая аппетит неоосманской Турции. С другой стороны, Турция пытается сблизиться с Россией, а Россия задабривает Турцию. Куда могут завести указанные процессы и как могут они отразиться на Армении?

Любая программа предоставления Азербайджану особой роли, которая нарушит региональный баланс, может представлять серьезную угрозу для армянских интересов. Однако, внимательно следя за процессом, не нужно преувеличивать его масштабы. Указанное обстоятельство, связанное с Азербайджаном, в основном обусловлено другими региональными противоречиями, ядро которых заключается в противостоянии Иран-Запад, из чего Баку пытается получить выгоду. Касаясь вопроса Турции, отметим, что, конечно, правящая элита России невообразимо коррумпирована, что, может быть, является главной угрозой ее национальной безопасности. В России наблюдаются противоречивые подходы к Турции, но некоторые в России считают, что обнаружили нового Ататюрка. Несомненно, от всего этого в основном пострадает сама Россия. Турция продолжает оставаться ненадежным и непредсказуемым соседом для всех стран. Объявленная Анкарой политика нулевых проблем Турции с соседями – явная турецкая хитрость. Чтобы заметить это, достаточно навести свет прожектора на Турцию последних 10 дней: используя хаотичную ситуацию в соседней стране, она скопила силы на границе с Сирией. За последние дни Турция под предлогом «гуманитарных» целей, нарушила границу Сирии и под предлогом защиты беженцев стремится создать «коридор» на территории соседней страны.

Последний вопрос: есть точка зрения, что Азербайджан не столько последователен в плане Арцаха, от которого он многого не ждет, сколько в плане Зангезура. Насколько вероятна агрессия в отношении Зангезура и найдет ли эта азербайджанская авантюра спонсоров?

Это сложный, но логичный сценарий. Учитывая, что подобная агрессия направлена также против России и Ирана, поощряющие стороны всегда найдутся. В состоянии ни войны, ни мира ничего нельзя исключать. В военном плане сегодня реализация подобного плана, наверное, невозможна, однако после территориальных уступок Зангезур станет гораздо уязвимее. Наши переговорщики не должны повторять ошибки 1921 года.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

статус кво продолжается :rolleyes:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Атака Азербайджана на Карабах под гарантии США сделает Армению и Иран союзниками - эксперт

Однако, по словам эксперта, в этом случае возникнет вопрос соотношения сил. "Предположим, Азербайджан получил одобрение, но сумеет ли он осуществить запланированное? Если такая сделка состоится, то Азербайджан, естественно, станет мишенью иранской армии и очень слабой мишенью", - подчеркнул он. Как считает Джамалян, даже если действия Азербайджана в антииранской операции будут носить второстепенный характер, Иран не станет долго раздумывать над ответными действиями, а иранская армия в этом случае станет союзником армянской стороны.Одним из возможных вариантов возобновления военных действий в зоне карабахского конфликта азербайджанской стороной может стать сделка с Западом по оказанию определенных услуг в рамках антииранской войны взамен на Карабах. Об этом заявил на пресс-конференции 23 февраля военный экспертДавид Джамалян, отвечая на соответствующий вопрос корреспондента ИА REGNUM.

По словам эксперта, при таком развитии событий необходимо также учитывать российский фактор: "Если Азербайджан станет проводить позиции Запада, то естественно, что Россия будет этому противодействовать. Очевидно, что Баку многое придется взвесить, прежде чем решиться на эту авантюру. Честно говоря, я считаю маловероятным, что Азербайджан пойдет на такое. В любом случае, самым главным сдерживающим фактором является боеспособность армянских армий. В случае ее ослабления, Азербайджан и сегодня пойдет на такой шаг, а международные силы и сверхдержавы пока решат что делать, Азербайджан поставит нас перед фактом", - подчеркнул он.

Изменено пользователем sacred
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ղարաբաղի սահմանակից տարածքում Ադրբեջանի կողմից անցկացվող զորավարժությունների նպատակը հայկական կողմի վրա հոգեբանական ճնշում գործադրելն է. այսօր լրագրողների հետ հանդիպման ժամանակ կարծիք է հայտնել ռազմական փորձագետ Արծրուն Հովհաննիսյանը:

Զորավարժությունները` իբրեւ պատերազմի նախապատրաստություն, փորձագետը բացառել է: Ըստ նրա` սպասվող ընտրությունների ֆոնին մարտական գործողությունների համար Ադրբեջանում ժամանակը նպաստավոր չէ:

Փորձագետը նաեւ կարծիք է հայտնել, որ, չնայած զորավարժանքներում աննախադեպ զինվորական տեխնիկայի կիրառման մասին հայտարարություններին, ադրբեջանցիների սպառազինումը, կարծես, ձևական բնույթ է կրում, քանի որ երկրի պաշտպանության և ռազմաարդյունաբերության նախարարները, առանց հստակ ռազմավարության, ինչ-որ զենքեր են գնում` կարծես մրցակցելով միմյանց հետ:

Изменено пользователем sacred
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ԱՐԵՎՄՈՒՏՔԻ ԼՂՈԶՎԱԾ ԱՐՁԱԳԱՆՔԸ ԿՈԳԵՎՈՐԻ ԱԼԻԵՎԻՆ

  • has_am_20120608_4365134664.jpgՀարցազրույց ԳԱԱ արեւելագիտության ինստիտուտի տնօրեն, թուրքագետ ՌՈՒԲԵՆ ՍԱՖՐԱՍՏՅԱՆԻ հետ

    -Պարոն Սաֆրաստյան, հայ-թուրքական հարաբերությունները բնականոնացնելու ԱՄՆ պետքարտուղարի` Թուրքիային արված առաջարկը պարունակո՞ւմ էր որեւէ նոր տարր:

    -Կարծում եմ, Հիլարի Քլինթոնի առաջարկը որեւէ նորություն չէր պարունակում: Արդեն երկու տասնամյակից ավելի է, որ Միացյալ Նահանգները հետամուտ է Հայաստանի ու Թուրքիայի միջպետական հարաբերությունները կարգավորելուն: Ամեն պատեհ առիթով այս հիմնահարցը ԱՄՆ դիվանագետները դարձնում են քննարկման առարկա ե՛ւ Հայաստանում, ե՛ւ Թուրքիայում:

    Հայաստանի դիրքորոշումն այս հարցում միանշանակ ու պարզ է: Մեր երկիրը պատրաստ է բնականոն հարաբերություններ հաստատել առանց որեւէ նախապայմանի: Թուրքիան է, որ մշտապես նախապայմաններ է առաջադրում:

    Համոզված եմ, որ այս անգամ եւս պետքարտուղարի առաջարկը հիմնված է եղել առանց նախապայմանների հիմնահարցը կարգավորելու սկզբունքի վրա: Միացյալ Նահանգները այս դեպքում հստակորեն համամիտ է Հայաստանի դիրքորոշմանը, որ հայ-թուրքական հարաբերությունները չպետք է պայմանավորվեն հայ-ադրբեջանական հարաբերություններով կամ Արցախի հակամարտությունը կարգավորելու հանգամանքով:

    Համենայն դեպս օրեր առաջ Հ.Քլինթոնը Երեւանում կրկին արտահայտեց ԱՄՆ-ի այս դիրքորոշումը: Կարծում եմ, որ նույնը նա կրկնել է Թուրքիայում, սակայն թուրքական դիվանագիտությունը շարունակում է Հայաստանի հետ իր հարաբերությունները պայմանավորել երրորդ կողմի՝ Ադրբեջանի շահերով եւ շահարկել Արցախի հակամարտությունը խաղաղ ճանապարհով կարգավորելու հիմնահարցը: Ուստիեւ թուրքերը չեն փոխել իրենց դիրքորոշումը եւ մերժեցին ԱՄՆ պետքարտուղարի առաջարկը:

    -Հիլարի Քլինթոնի իներտ արձագանքը իր տարածաշրջանային այցի օրերին Ադրբեջանի սադրիչ դիվերսիաներին եւ մասնակցությունը Ստամբուլում «Ահաբեկչության դեմ պայքարի համաշխարհային ֆորումին» համահո՞ւնչ են:

    -Ճիշտ ու ամբողջական պատասխանի համար անհրաժեշտ է աշխարհաքաղաքական որոշակի վերլուծություն կատարել:

    Կարծում եմ, Ադրբեջանը իր սադրիչ քաղաքականությունը պայմանավորում է այն հանգամանքով, որ տրամադրում է սեփական տարածքը Իրանի դեմ ռազմական գործողություններ նախապատրաստելու համար: Իսկ եթե Արեւմուտքը ռազմական գործողությունների անցնի, ապա ակնհայտ է, որ Ադրբեջանը իր տարածքը տրամադրելու է նաեւ այդ նպատակով:

    Ադրբեջանը փորձում է օգտագործել այս հանգամանքը Արցախի հակամարտությունը ռազմական ճանապարհով լուծելու համար: Հայաստանում եւ Ադրբեջանում Քլինթոնի գտնվելու օրերին Հայաստանի դեմ ոտնձգություններ սանձազերծելու միջոցով Ալիեւը փորձեց հասկանալ, թե Միացյալ Նահանգները որքանով է իրեն աջակցում, որքան է պատրաստ հանդուրժել: Ցավոք, ոչ ԵԱՀԿ Մինսկի խումբը, ոչ էլ ԱՄՆ-ն ադրբեջանական դիվերսիաների նկատմամբ անհրաժեշտ հստակ դիրքորոշում առ այսօր չեն արտահայտել, Ադրբեջանի ագրեսիան չի դատապարտվել:

    Այս իրավիճակը շատ վտանգավոր է, քանզի եթե Ադրբեջանը հստակ մեսիջ ստանար Մինսկի խմբից կամ ԱՄՆ-ից, որ «չի կարելի», անթույլատրելի է նման գործելակերպը, պաշտոնական Բաքուն ավելի զուսպ կլիներ: Իսկ Արեւմուտքի այս լղոզված արձագանքը միայն կոգեւորի Ալիեւին, եւ ադրբեջանական ագրեսիան առավել լայնածավալ կարող է դառնալ:

    -ԱՄՆ-ին Ալիեւի ագրեսիան ձեռնտու չէ՞, եթե նկատի ունենանք, որ Իրանի ու Սիրիայի հետ հաշիվները մաքրելու համար Միացյալ Նահանգները Հարավային Կովկաս «խաղաղարար» զորքեր մտցնելու առիթ է ստանում:

    -Իհարկե, ԱՄՆ-ն նման մտադրություններ կարող է ունենալ: Միանգամայն տրամաբանական է, որ ԱՄՆ-ն մեծ ցանկություն ունի մեր տարածաշրջանից Իրանի դեմ ուղղված ոչ միայն հետախուզական գործողություններ ծավալելու, այլեւ ունենալու հնարավորինս մեծ ռազմական ներկայություն: Բայց իր այս ցանկությունն իրագործելու համար ԱՄՆ-ն ստիպված կլինի ստանալ ոչ միայն Մինսկի խմբի համաձայնությունը, այլեւ ունենա Արցախի հիմնախնդրի հակամարտող կողմերի համապատասխան դիմումը, նաեւ պետք է դրան համաձայնի Ռուսաստանը:

    Այս ամենը հիմա թեեւ քիչ հավանական է, բայց պարտավոր ենք իրողությունների հետ հաշվի նստել: Ընդհանուր առմամբ Ադրբեջանի քաղաքականությունը վերջին շրջանում առավել ավանտյուրիստական է դարձել: Իսկ դա հենց այն ժամանակահատվածն է, երբ Իրանում ու Սիրիայում լարված իրավիճակ է, եւ լարվածությունը գնալով ահագնանում է: Այս պայմաններում Ադրբեջանը իր տարածքը տրամադրում է ԱՄՆ-ին, Թուրքիայի հետ տանկեր արտադրելու համաձայնություն է կայացնում, Իսրայելից ստանում աննախադեպ մեծ քանակությամբ ռազմական տեխնիկա:

    -Ռուսաստանը այս անգամ կզիջի՞, թե՞ արդեն զիջելու տեղ չկա:

    -Կարծում եմ, Պուտինի նախագահ վերընտրվելուց հետո Ռուսաստանի աշխարհաքաղաքական դիրքորոշումները առավել հստակ ու պարզորոշ կդառնան: Սիրիայում եւ Իրանում, ամենայն հավանականությամբ, Ռուսաստանը թույլ չի տա այն սխալները, որոնք եղան Լիբիայի դեպքում:

    Հատկանշական է, որ Պուտինի Չինաստան կատարած այցի ժամանակ նաեւ չինական կողմը հստակ հայտարարեց, որ այլեւս նման սխալներ անելու իրավունք իրենք եւս չունեն: Իսկ դա նշանակում է, որ եթե Ռուսաստանը եւ Չինաստանը ՄԱԿ-ի Անվտանգության խորհրդում դեմ չքվեարկեցին ու դրանով թույլ տվեցին, որ Լիբիան ռմբակոծվի, Իրանի ու Սիրիայի դեպքում այդպես չի լինի:

  • ԳԵՎՈՐԳ ՀԱՐՈՒԹՅՈՒՆՅԱՆ
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах