СМБАТ

Северный Арцах и Гардманк

281 сообщение в этой теме

Давно интересуюсь армянскими селами Северного Арцаха или Гардманка,долго искал про них информацию,ничего попутного не нашел. Между тем до известных событий 88 года к севреу от Мравского хребта лежали около полусотень армянских сел,Гюлистан(Вардут),Геташен,Гаджишен,Восканапат,Чирагидзор,Агджикенд,Барсум,Бананц(где в 1605 году был соткан самый древний из сохранившихся до наших дней армянских ковров),Дашкесан,(Карhат), Нагорный Джагир,Чардахлу, и др. В Средневековье Гардманк занимал важное место в культурной и политической жизни Армении. Монастыри Мацнаберд,Хамшиванк,Чарекаванк,соборная церковь Парисоса были крупными духовными центрами,где создавались великолепные Евангелия,и составляют культурное наследие края,вместе с сотнями армянских хачкаров,более мелких церквей,уникальных тапанакаров с рельефами.

Будучи на краю армянского мира,Гардманк переносил многочисленные нашествия,однако вплоть до 17-18 в.в. преобладающая часть населения края была армянской. Впоследствии,часть населения перебралась в Иран(из гаварв Верин Закам,ныне Дзегам),часть обосновались в в соседнем Шамшадине,Карабахе. из оставшейся части армянского населения,которые и до 1918 года составляли большинство населения горной части Елизаветопольской губернии,многие были уничтожены войсками АДР,часть покинули родные очаги. На проекте,представленной Республикой Армении на Парижской мирной конференции в 1919 году Гардманк был представлен как часть Армении,в марте 1920 гда часть сел Гардманка (Геташен,Бананц,весь Гюлистан) фактически вошли в состав Армении,однако вскоре были "советизированы". Несмотря на это,вплоть до 50-ых г.г. армяне составляли более 80% населения на территории более чем в 1000 км.2. Однако затем нчался медленный отток армянского населения на Северный Кавказ,в Кировабад,в Арм.ССР,и к 1988 году сельское армянское население составляло около 45 тыс.человек,вместе с Гандзаком-до 90 тыс. Впоследствии и они вынужденно покинули родные очаги. Так что,дорогие гардманцы,все ,кто что-то знает о Гардманке,о перечисленных и не только селах,окрестностях,достопримечательностяхможет кому дедушки и бабушки ,что рассказывали ,скажем о событиях 1918-1920 годов,предания,у кого фото сел,хачкаров,церквей,людей,карты-все выкладываем сюда!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

не сыпь мне соль на раны(((

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про село Барсум у меня в контакте есть видео. Нужно?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Про село Барсум у меня в контакте есть видео. Нужно?
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Григ джан,а вы откуда,-из Агджикенда? Пожалуйста,все ,что знаешь,напиши,это нельзя предать забвению. То ,что не забыто-не потеряно

Нет, не из Аджикенда - рая на земле.

Мои корни села Мирзик (Камо) и Сулук (Азат).

Брад, извини, писать здесь не хочу- личное очень.

Надежды поклониться родным местам угасают с каждым днем...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нет, не из Аджикенда - рая на земле.

Мои корни села Мирзик (Камо) и Сулук (Азат).

Брад, извини, писать здесь не хочу- личное очень.

Надежды поклониться родным местам угасают с каждым днем...

Григ-джан, не ты так твои дети будут там. Не раслабляйся. Лох лява.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У моего друга есть книга моего земляка Карлена Мадатовича Осипова."Жестокие годы Гюлистанского княжества древнего Арцаха ( Карабаха)" изданная в 1997г.в Ростове-на-дону, тиражом 1000 шт. К сожалению нет возможности отсканировать чтоб выложить.Может прогуглите название, вдруг в сети тоже есть?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нет, не из Аджикенда - рая на земле.

Мои корни села Мирзик (Камо) и Сулук (Азат).

Брад, извини, писать здесь не хочу- личное очень.

Надежды поклониться родным местам угасают с каждым днем...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У моего друга есть книга моего земляка Карлена Мадатовича Осипова."Жестокие годы Гюлистанского княжества древнего Арцаха ( Карабаха)" изданная в 1997г.в Ростове-на-дону, тиражом 1000 шт. К сожалению нет возможности отсканировать чтоб выложить.Может прогуглите название, вдруг в сети тоже есть?
Изменено пользователем СМБАТ
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня соседи были Барсумяны...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Бананц(где в 1605 году был соткан самый древний из сохранившихся до наших дней армянских ковров)
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

недавно он еще одну книгу выпустил,про родословную гюлистанских князей(Осиповы-потомки Мелик-Бегларянов).ЛИС джан,можете про Карачи

нар рассказать-окрестности,церкви,интересные факты,предания об основани и т.

д.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Samvel Karapetyan: Armenian monuments of Karabakh (part II)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ребят,как присоединить изображение,если оно из базы компа?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ребят,как присоединить изображение,если оно из базы компа?

Пока это действие не функциклирует

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ребят,как присоединить изображение,если оно из базы компа?

Пробуй пока ,через радикал.ру(Сперва туда,там по их ссылке).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

недавно он еще одну книгу выпустил,про родословную гюлистанских князей(Осиповы-потомки Мелик-Бегларянов).ЛИС джан,можете про Карачи

нар рассказать-окрестности,церкви,интересные факты,предания об основани и т.

д.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

вот видео про село Бананц, судя по всему там есть также про Мирзик,Човдар, Кушчи(Хачакап) и т.д.. некоторых жителей Бананца знаю лично, проживают компактными группами на юге России, очень сплоченные ребята. Село было очень большим, его можно включить в тройку самых больших сел края-Чардахлу,Геташен,Бананц. Население было около 4 тыс человек. В этом селе, как уже говорилось, был соткан древнейший сохранившийся до наших дней армянских ковер, причем в ряде источников встречалось 1605 год, в другом-1202, на что указывал в этой теме юзер ayliandak . вот и различные видеоматериалы. одна из них, кажись, снята перед самым уходом армян в 1989 году, другие уже в 2005 и 2009 году.

http://6rbtata.com/video_clips/1/%20%D0%A7%D0%BE%D0%B2%D0%B4%D0%B0%D1%80.html

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот что сообщает Ерванд Лалаян о селе Бананц, в "Гандзаки гавар"-е.

Бананц или Байеан. Находится на левом берегу реки Артенаджур, на двух длинных и пологих холмах. С трех сторон окружен горами Попост(конической формы), Цак-кар,Плати сер и Тати сер.

Согласно преданию, село было основано вместе с Гандзаком(т.е. в 823 году), и их население было одним и тем же.

Согласно другому преданию, название Бананц происходит от слов Бан-аноц (горцаран- предприятие, завод), потому, что здесь были горцараны, где выплавлялось добытое в Кархате железо. В селе нет улиц, только кривые и косые(цур у мур) переулки. Большая часть домов имеет ровную планировку комнат, из них наиболее старая была построена 33 года назад, остальные дома- землянки. Церковь Св. Григория Просветителя построен на возвышенности и достаточно просторна и красива.

В западной части села на одном из холмов есть место отдыха, где стоит хачкар с датировкой 1477 года в честь парона Эветрина.

Климат в селе жаркий и удушающий, потому как плотно сжат горами. Растительность очень богата, все ущелье покрыто плодовыми деревьями.

Большая часть жителей-коренные, все армяно-григоряне, 274 дома, 1135 мужского населения и 860 женского,вместе-1995 человек. Умственно жители села достаточно развиты (тут видимо из теории Монтескье, насколько можно судить по еще одной записи Лалаяна, возможно имеется ввиду образованность, но написано -мтаворапес), оба священника села имеют среднее образование. С 1872 года действовала церковная школа, сейчас открыта государственная. Часть молодежи учится в разных городах. Уроженцами села являются врач Тер Микаелян и инженер Левон Тер Микаелян, юрист Ованес Тер Микаелян, а также Степан Тер Аветикян, который известен описаниями жизни села(публицист, уже после издания работы Лалаяна в !905 году стал Депутатом Госдумы(1907 год)).

Село Покр Бананц или Дамбладзор(ущелье слив), находится на расстояние версты от Бананца. в селе есть разрушенная церковь, где читается часть надписи «Мехри чан таран а…». Чуть ниже села находится место паломничества Нахатак, а напротив, в левой части ущелья-пещера, где, как говорят, жил отщельник.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Парисос, был столицей одноименного царства, крупнейший городской центр средневекового Арцаха, судя по нижеприведенным данным, был населен армянами до конца 17-начала 18 века, затем его постигла стандартная судьба для многих мест Армении- он просто превратился в пастбище. опять же бесценный труд Ерванда Лалаяна "Гандзаки гавар"

Калакенд или Парисос. Здесь находятся развалины города,который лежит по берегам одноименной реки, на расстоянии 23 верст от Геташена. Местность представляет живописное поле,в северной части которого озвышается одноименная крепость. Неизвестно, кто и когда основал город, только знаем, что царь Великого Сюника Сенекерим украсил этот город церквами и крепостью, и назывался царем Парисосским.

Его преемником был Григор, после смерти которого неизвестны дальнейшие правители. как видно из остатков сооружений и развалин 12 церквей, город в одно время был весьма большим и многолюдным. Соборная церковь, которая была достаточно большой, в последнее время была разрушили и утащили камни. Рядом с ней есть два надгробных камня, с датировкой 720 и 930 г.г.(арм. буквы ЖИ и jЛ).

Ныне здесь находится электролитическая плавильня Сименса, а в летние месяцы приезжают сюда ремесленники и торговцы, чтобы обеспечить нужды поднимающихся в горы (кочевья).

Карабулак. Находится на левом берегу ручья, вытекающего из севрного склона крепости Калакент(Парисос). Здесь находится старая, красивая церковь с четыремя колоннами, у которой повреждена лишь крыша. Церковь наполнена мусором. Вокруг нее и на берегу ручья есть множество могильных плит, но надписей не удалось найти.

Большой и Малый Карамурад.- К северо-западу от Калакенда , у истоков реки Закам(Дзегам) находятся несколько зимников, куда турки(, т.е. нынешн. аз-цы, так в оригинале) зимой сгоняют скот на пастбища. Из них примечательны Большой и Малый Карамурад, Гюназ-Геормаз, Гергер, Лешкар, Арикран, чуть выше- Шейтан дам, Бойрам дам и Тик-хач. В Малом Карамураде есть армянская полуразрущенная церковь, а в Большом Карамураде есть две церкви: одна достаточно велика, великолепна, на шести столпах и еще цела, другая меньше, и полуразрушена. У первого правого хорана написано(далее иднт грабар, перевод пимерный)

Построил святой собор недостойный мастер из Джуги Мусес(Мовсес) отец Еткара сын Соломона по Приказу католикоса Тер Пилипоса (был католкосом с 1630-1650 г.г., известен бурной строительной деятельностью). Построил сию церковь Карамурата в году армянском РДЗД, кто простет, да помянет Мовсеса, и вас Господь помянет(?).

{ Другая надпись сделана на следующий год. В ней упоминается в числе прочих сын Величана Карамурад, видимо бывший одним из последних жителей села. Поэтому опустошение села и уход армян можно отнести к концу 17-началу 18 в.в.}

Чуть дальше от этой церкви, на правой ровной стороне ручья есть также полуразрушенный монастырь, Разрушенные келья(?) и один длинный каменный столб, на котором изображен крест и написано Сурб Саргис.

По этим церквам и обширному кладбищу можно заключить, что Большой Кара Мурад когда-то был большим поселком.

Изменено пользователем Cамvел
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чардахлу, из той же книги.

Чардахлу. Находится на 18 верст к югу от ж/д станции Закам. Село тянется по течению речки, и в длину несравнимо больше, нежели в ширину. Равнина постепенно возвышаясь, упирается в четыре горы, по этой причине, как говорят, село и называется Чардахлу, т.е. Чхар-даглу-четыре горы. На одном из этих гор, называемом Хачеал, находится хачкар РhЕ(скорее всего это 17 век, где можно узнать, как образуются числа по армянским буквам?) года, который называется св. Григорий Просветитель и служит местом паломничества. В селе есть каменная церковь,. В 1878 году село имело духовную школу, который ныне закрыт. Часть населения переселившиеся из Авлабара в 1823 году ереванцы, часть-выходцы из Карабаха и Ирана. Жители достаточно развиты, имеет окончившего школу Нерсесян священника и достаточно грамотных лиц. Из этого села много детей учатся в Тифлисе и Гандзаке, 3 человека закончили медицинский факультет.

Население 202 дома, 753 м.п и 561 ж.п., вместе 1314 человек(это по данным на 1886 год, а к 1921 году было около 4 тыс!).

Есть несколько магазинов и ремесленников.

недалеко от села, находятся места паломничества «Мантур»(Матур). Это место летняя резиденция католикосов Агванка.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот и интересная информацияы о Гетабеке, последняя надпись на армянском кладбище Гетабека(Старого) датируется 1907 годом, т.е. два года спустя после издания книги Лалаяна.

Армянский Гетабек(также Казах). Находится на расстоянии 3 верст от рудников. население поселилось здесь из старого Гетабека, куда они переселились из сел Казаха- Коти,Воскепарисп(сейчас Воскепар), Калача(Бердаван). В селе нет ничего примечательного, даже церкви, ходят в церковь у рудника. Население-44 дома, 178 м.п. и 149 ж.п. вместе-327 человек.

Старый Гетабек. Находится на левой стороне реки Шамхор, на расстоянии 56 верст к юго-западу од Гандзака., в ущелье, через которую протекает речка Гетабек. Здесь находятся заводы рудников Сименса, красивый дом, рынок, гостиница и т.д.. На одном из холмов стоит армянская церковь Св. Георгия, очень древняя. Рядом с церковью есть старое просторное кладбище. Была и другая церковь, однако владелец рудника приказал его разобрать и использовать камни для строительства зданий. Здесь живут в основном рабочие разных национальностей, которые работают на местных фабриках и рудниках. Небо всегда покрыто смогом.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас