Arciv

Армянский “орёл”

10 сообщений в этой теме

Решил переместить свой прошлогодний постинг из азербайджанского форума в наш, с некоторыми добавлениями.

У древних индоевропейцев среди живых существ “Верхнего Мира” своей ритуально-культовой значимостью выделялся “орёл”.

Изначальным индоевропейским словом для “орла” был *He/or-, к которому восходят слова для “орла” в большинстве индоевропейских языков.

В связи с древним индоевропейским поверьем о связи орла с морем, армянское название этой птицы, որոր [oror], стал обозначать в древнеармянском “чайку”, однако до сих пор живые армянские диалекты сохраняют это слово в форме ուրուր [urur] в значении “коршун”.

Особо важное ритуально-культовое значение орел, судя по всему, имел для предков армян и индоиранцев в эпоху их общности, вследствие чего в армяно-индоиранском праязыке образовались “неологизмы” для “орла”.

Первым таким неологизмом можно считать: ведийское šyena- “орёл”, авестийское saena- “крупная хищная птица”, древнеарм. ցին [c‘in] “вид большого орла” (ср. авест. saena- měrěğu > новоиран. Simurğ “мифическая птица, которая кормила Заля, отца Рустама”, древнеарм. սիրամարգ [siramarg] “павлин”, арм. диал. сказочный Սինամ հաւք [sinam hawk‘] “мифическая птица, которая помогает герою подняться из темного мира в светлый”).

Уже в “Ригведе” орел величается эпитетом rjipya- “быстролетящий”, который соответствует авестийскому ěrězifya- и древнеармянскому արծուի [arcowi] (среднеармянский արծիւ [arciw], после реформы орфографии в новоармянском արծիվ [arciv]) “орел”. Таким образом, в индоиранском и армянском из эпитета образовался третье слово для “орла”.

Из всех индоевропейских языков в отношении “орла” армянский является единственным языком, который сохраняет все три исконные названия этой хищной птицы вместе взято, правда с окончательным закреплением смыслового значения “орел” за словом արծիվ [arciw]. Это, судя по всему, объясняется исключительностью ритуально-культового значения орла для древних армян. Судя по всему, знаменитый армянский княжеский род Արծրունի [Arcruni] обязан своим родовым именем именно культу орла в Армении.

Как известно в индоевропеистике довольно успешно развивается сравнительно новое направление, некий синтез историко-сравнительного языкознания и сравнительной мифологии. Известно, что язык оставляет неизгладимый след на мышлении его носителей, а это мышление непосредственно связано с мифологическими представлениями. На основании сопоставления указанных двух направлений наук восстанавливаются “общие формулы” или “клише” мифологического мышления древних индоевропейцев, а также отделившихся от них в те или иные времена отдельных групп, таких как, например, греко-армяно-индоиранская группа или с отделением греческого армяно-индоиранская и т.д. Такие формулы и клише в основном сохраняются в древних эпических сказаниях, которые хранят очень архаичные пласты. Так как у древних индоевропейцев эти сказания имели поэтическую форму и, судя по всему, исполнялись пением, их язык принято назвать “поэтическим языком”.

Известно, что самые древние экземпляры этого поэтического языка для армянского до нас дошли в труде Мовсеса Хоренци, где он пересказывает, а иногда и приводит дословно ряд отрывков древнеармянского эпоса (“Айк и Бел”, “Ара Гехецик и Шамирам”, “Арташес и Сатеник” и т.д.). Хоренаци - великий летописец, однако, будь он “фольклористом”, возможно, он бы оказал более значимую услугу своему народу, полностью записав именно все эти сказания.

Как уже было сказано в “Ригведе” мы встречаем эпитет орла, а вся поэтическая формула встречается как rjipya- šyena- “быстролетящий орел” или как ašvapati- šyena- “острокрылый орел”, к сожалению, в “Авесте” полная поэтическая формула не сохранилась, однако наличие слова ěrězifya- “орел, буке. быстролетящий” показывает, что она существовала и в древнеиранском, что позволяет восстанавливать фрому *ěrězifya- saenа-.

Армянский язык с таким большим культовым значением орла среди армян “не мог оставаться в стороне” и в нем тоже должна была существовать такая поэтическая формула, которая должна была еще раз подтвердить теорию о языковой общности предков этих народов и, следовательно, общности клише их мышления.

И в этом вопросе нас опять “выручает” великий Хоренаци: в сказании об Арташесе и Сатенике записанным Хоренаци у древнеармянских сказителей такая поэтическая формула есть. Вот что пишет Хоренаци:

“Излагая эти события в виде легенды, сказители в своих пес¬нях сказывают:

«Храбрый царь Арташес вскочил на красавца вороного

И, вынув аркан из красной кожи с золотым кольцом,

Подобно быстрокрылому орлу устремился через реку,

И, бросив аркан из красной кожи с золотым кольцом,

Обхватил стан аланской царевны

И, причинив сильную боль спине нежной девы,

Быстро доставил ее в свой лагерь» (Хоренаци, II.50).

Հեծաւ արի արքայն Արտաշէս ի սեաւն գեղեցիկ,

[Hecaw ari ark‘ayn Artašēs i seawn gełec‘ik]

Եւ հանեալ զոսկէաւղ շիկափոկ պարանն,

[Ew haneal zoskeawł šikap‘ok parann]

Եւ անցեալ որպէս զարծուի սրաթեւ ընդ գետն,

[Ew anc‘eal orpēs zarcowi sratew ěnd getn]

Եւ ձգեալ զոսկէաւղ շիկափոկ պարանն՝

[Ew jgeal zoskeawł šikap‘ok parann]

Ընկեց ի մէջք աւրիորդին Ալանաց,

[Ěnkec‘ i mēj‘k‘ awriordin Alanac‘]

Եւ շատ ցաւեցոյց զմէջք փափուկ աւրիորդին,

[Ew šat c‘awec‘oyc‘ zmēj‘k‘ p‘ap‘owk awriordin]

Արագ հասուցանելով ի բանակն իւր։

[Arag hasuc‘anelov i banakn iwr].

В древнеармянском оригинале мы имеем արծուի սրաթեւ [arcowi sratew] – “ быстрокрылый орел, острокрылый орел”, что точь-в-точь совпадает с поэтической формулой “Ригведы” и с восстановленной формулой “Авесты”.

Еще раз отец армянской историографии помог, на этот раз в восстановлении общей армяно-индоиранской формулы поэтического языка, что, образно говоря, значит, что предки этих народов даже мыслили одинаково.

Кстати в приведенном Хоренаци маленьком отрывке наверняка содержатся и другие клише древнего поэтического языка наших предков.

Так, что труд Хоренаци можно изучать и как самый древний армянский свод именно с этой точки зрения.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за интересную статью, как большой любитель орлов открыл для себя много нового!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я решил тему запинить, как редкий образчик научной гипотезы онлайн, в назидание потомкам. Просьба, писать здесь в случаях крайней необходимости (вопросы автору по теме и т.д.).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Арцив,

А где можно почитать про связь Ведов и армянской мифологии и т.д.? Вообще, она существует?

Спасибо, [и заранее прошу прощения за неправильно сформулированный вопрос].

RA

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А я то как обожаю орлов, точнее артйивнэрин))

У меня творчество даже с ними связано)) оч величественные птицы

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Змей – тотем армян

“Кого пестрая змея укусила, Тот и пестрой веревки боится» (арм.нар.пословица) В шумерах Haya, считался Богом мудрости в облике Змеи, и вот что, в связи с этим интересно….

Когда бедуины говорят “Haya”- они имеют ввиду змею.

Интересно, знают ли современные бедуины, что Hay, значит армянин?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А в скандинавских языках haj [hày] - акула:))))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гитлер тоже был Հայ Հիտլեր .

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А в скандинавских языках haj [hày] - акула:))))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

.

Когда бедуины говорят “Haya”- они имеют ввиду змею.

Интересно, знают ли современные бедуины, что Hay, значит армянин?[/

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас